9 февраля отмечается День Гражданской авиации

9 февраля отмечается День Гражданской авиации

Днём рождения воздушного флота России принято считать 9 февраля 1923 года, когда у нас в стране был создан Совет по гражданской авиации. За 94 года отечественный воздушный флот прошёл большой и славный путь. Самолёты, сконструированные и построенные нашими авиаконструкторами – Туполевым, Поликарповым, Ильюшиным, Антоновым, Яковлевым, Лавочкиным, Микояном и Гуревичем и другими – заслужили мировую славу.

Первым маршрутом, по которому могли отправиться пассажиры, стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров. Появление пассажирского флота обусловило появление еще нескольких структур. Так, в том же 1923 году было создано общество добровольного воздушного флота, получившее название «Добролёт». Технический надзор за гражданской авиацией возложили на Главное управление воздушного флота. В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала.

Сегодня Россия возрождает традиции отечественной авиации. Нашему самолётостроению есть на что опираться – до 1990 года мы имели свыше 13 000 летательных аппаратов в системе гражданской авиации, и все отечественного производства.

«Трудовой народ, строй свой воздушный флот!»

9 февраля 1923 года был сформирован Совет по гражданской авиации, перед которым была поставлена задача достичь темпов роста и качества самолётостроения, соответствующих передовым промышленным странам, увеличить объем перевозок. Эту дату принято считать Днем рождения воздушного флота России.

В марте того же года в СССР было создано первое авиатранспортное предприятие – «Добролёт» и открыта первая внутренняя авиалиния – Москва — Нижний Новгород. Тогда перелёт из Москвы до Нижнего Новгорода длился три с половиной часа. Для сравнения: сегодня на это требуется 50 минут.

Партийный лозунг того времени «Трудовой народ, строй свой воздушный флот!» оказал своё действие. Всего за пять лет на собранные народом средства было построено 400 самолётов. А к середине 1930-х в Советском Союзе были свои авиационные заводы, НИИ, конструкторские бюро и учебные заведения, где выпускали авиационных специалистов.

Конструкторские коллективы по самолётостроению, возглавляемые Андреем Туполевым, Николаем Поликарповым и другими выдающимися отечественными учёными, спроектировали и построили первые советские самолёты. Уже в 1930-е годы около 88% воздушного флота страны составляли отечественные машины.

Одним из первых авиаприборостроительных предприятий того времени был завод № 214. Сегодня это Уральский приборостроительный завод, входящий в состав КРЭТ. Это предприятие ещё в 30-х годах прошлого столетия положило начало российскому гироскопическому производству. И первый механический авиагоризонт был сделан именно на этом заводе.


АНТ-20: самый большой в мире

АНТ-20: самый большой в мире

В период с 1930 по 1939 годы был построен ряд тяжёлых многомоторных самолётов. Наиболее ярким из них стал восьмимоторный гигант АНТ-20 «Максим Горький», который впервые поднялся в воздух в июне 1934 года.

В то время он был самым большим самолетом в мире. Длина фюзеляжа составляла 32,5 метра, ширина – 3,5 метра, высота – 2,5 метра. Огромные размеры позволяли разместить 80 пассажиров, причем не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров.

Силовая установка самолета состояла из восьми двигателей. Это позволяло развить скорость до 280 км в час. При этом, запас мощности позволял продолжать полет при остановке двух моторов.

Пилотажно-навигационное оборудование АНТ-20 также поражало своей инновационностью. Оно не только обеспечивало эксплуатацию воздушного судна днем и ночью, но и впервые в отечественной практике на самолёте был установлен автопилот.

Читайте также  Сельскохозяйственная авиация требует господдержки и новой законодательной базы

АНТ-20 мог удивить комфортом на борту не только современников, даже пассажиры сегодняшних лайнеров могут позавидовать коврам, просторным креслам, столикам с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, умывальники, туалеты и даже библиотека. Суммарная площадь помещений самолета составляла более 100 квадратных метров.
Кстати, все преимущества АНТ-20 в качестве пассажира на борту оценил писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, посетивший Москву весной 1935 года в составе французской военной делегации.


Гражданская авиация на войне — Ли-2

Гражданская авиация на войне

Гражданская авиация набирала обороты в Советском Союзе: создавались новые самолеты, росли авиаперевозки. Но началась Великая Отечественная война, и все резко изменилось – гражданская авиация пришла на помощь военной.

В военные годы не останавливалась работа на авиационных предприятиях страны. Только на одном заводе – нынешнем «Техприборе» – героическими усилиями тружеников завода было выпущено комплектующих более чем на 120 тысяч самолётов, участвующих в военных действиях.

Большая часть гражданской авиатехники была передана воинским частям, а пилоты отправились на фронт. В структуре самой гражданской авиации была создана Первая авиатранспортная дивизия Гражданского воздушного флота. Она принимала активное участие в эвакуации жителей из осаждённого Ленинграда и доставляла в город грузы.

Гражданские пилоты совершили более 46 тысяч вылетов во время Сталинградской битвы, летали в осажденный Севастополь, участвовали в боях за Украину и Прибалтику. Кроме этого, во время войны они много раз летали в города Европы, в Африку и Америку, обеспечивая нашей стране связь с союзными государствами.

Кстати, акт капитуляции фашистской Германии 9 мая 1945 года был доставлен в Москву самолетом Ли-2, созданным уже в годы войны на базе гражданского пассажирского самолета.


Ту-104: первый реактивный

Ту-104: первый реактивный

Воздушное сообщение, нарушенное войной, после ее окончания стало быстро восстанавливаться. Аэропорты стали переоснащать: вместо Ли-2 появились Ил-12 и Ил-14, и к 1948 году объем пассажирских и грузовых перевозок вырос во много раз.

В те годы в СССР появились реактивные самолеты. А в 1956 году мир увидел первый советский реактивный пассажирский самолет – Ту-104, основой которому послужил стратегический бомбардировщик Ту-16. Подобные иностранные лайнеры появились позже: американский Boeing 707, английский Comet 4 – в 1958 году, а французский Caravelle – в 1959.

На Ту-104 было установлено 26 мировых рекордов, а в 1958 году самолет был удостоен золотой медали на выставке в Брюсселе.


Экономичный Ил-18

Экономичный Ил-18

Впрочем, тогда на Всемирной выставке в Брюсселе «гран-при» и золотой медали был удостоен еще один советский пассажирский самолет – Ил-18.

Турбовинтовой лайнер Ил-18, созданный в ОКБ С.В. Ильюшина, совершил свой первый полет 4 июля 1957 года. Но при этом он значительно «пережил» своих ровесников Ту-104 и Ан-10 – коммерческая эксплуатация Ил-18 в России фактически прекратилась только в 2002 году. «Восемнадцатый» стал первым отечественным типом самолета, достигшим налета 35000 часов в пассажирском варианте.

Ил-18 зарекомендовал себя очень надежным в эксплуатации. По экономическим показателям он не уступал лучшим самолетам своего класса: Bristol Britannia, Lockheed Electra.

Он также стал первым советским самолетом, массово поставлявшемся за границу: в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию, Югославию и другие страны.

Читайте также  ВКС России переданы два бомбардировщика Су-34


Ту-114: перелетая границы

Ту-114: перелетая границы

После войны стали развиваться и международные авиалинии. Всего за десять лет количество международных связей СССР выросло втрое, а в 1959 году открылся первый международный аэропорт страны – знаменитый Шереметьево.

Для межконтинентальных полётов с большим числом пассажиров потребовались самолёты ещё большей грузоподъёмности. Поэтому Андрей Туполев остановил свой выбор на турбовинтовом двигателе. Таким сверхдальним самолётом стал созданный в 1957 году пассажирский самолёт Ту-114.

В то время Ту-114 был самым большим самолётом в мире. В обычном варианте при взлётной массе 175 тонн и дальности полёта 7000 км он мог брать на борт 170 пассажиров, а при работе на менее протяжённых линиях – до 220 человек.

Этот самолёт вплоть до 1967 года являлся флагманом «Аэрофлота», на нём было установлено 32 мировых рекорда. Даже Никита Хрущев впервые пересёк Атлантический океан, чтобы прибыть с визитом в США, именно на Ту-114. Руководству СССР нужно было чем-то поразить американцев, и с помощью межконтинентального Ту-114, который создавался в глубокой тайне, это удалось.

Действительно, конструкция Ту-114 содержит в себе много уникального. К примеру, двухпалубная схема, которая впоследствии стала основной при проектировании современных аэробусов. На Ту-114 были даже купе, как в скором поезде. На трансконтинентальных линиях, когда полёт длится 8-13 часов, это было удобно.

Еще одно незаменимое качество Ту-114 при полетах через океан – способность отлично переносить даже сильную турбулентность, благодаря очень прочной и вместе с тем гибкой конструкции. На хорошем уровне было и шумоглушение в салоне, если учесть грандиозную мощь двигателей НК-12МВ конструкции Н.Д. Кузнецова.


Ту-144 — гражданский сверхзвук

Гражданский сверхзвук

31 декабря 1968 года совершил первый полет легендарный Ту-144 – первый и один из двух в мире сверхзвуковых авиалайнеров. Наша страна опередила не только звук, но и весь мир – иностранный брат-близнец «Конкорд» появился на два месяца позже.

Сверхзвуковой Ту-144 содержал в себе множество передовых разработок и получился достаточно сложным. Кстати, автоматическая система управления для легендарного лайнера создавалась специалистами Московского института электромеханики и автоматики (МИЭА).

За все время недолгой коммерческой эксплуатации Ту-144 летчики «Аэрофлота» летали на нем только вторыми пилотами. В качестве первых пилотов всегда выступали летчики-испытатели ОКБ «Туполева».

Сверхзвуковая «Тушка» отправилась в свой первый рейс по маршруту Москва – Алма-Ата с пассажирами на борту 1 ноября 1977 года. Но всего через семь месяцев эксплуатация Ту-144 была прекращена. Судьбу первого сверхзвукового пассажирского самолета предопределили высокая стоимость билета, большой расход топлива и всего 18 потенциальных пунктов назначения на всю страну.

Казалось, Ту-144 уже никогда не поднимется в небо. Но спустя двадцать пять лет это все же случилось. С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144 под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полетов с целью создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолета. Пилотировал его американский пилот Чарлз Гордон Фуллертон, дважды летавший в космос на «Шаттле».

Результаты исследований, полученных на Ту-144Л, предполагалось использовать при проектировании российского сверхзвукового Ту-244. Но этот проект, как известно, был отменен. Сверхзвуковая эра гражданской авиации завершилась в 2003 году, когда «Конкорд» совершил свой последний полет.

Читайте также  Гядиминас Жемялис: 2017 год в авиации был незабываемым, а 2018 год потрясёт всех


Ту-154: рабочая лошадка «Аэрофлота»

Ту-154: рабочая лошадка «Аэрофлота»

Самым массовым самолётом отечественного производства, самолётом-долгожителем, стал Ту-154. С того момента, как 9 октября 1968 года Ту-154 совершил свой первый полёт, эта машина открыла целую эпоху в истории отечественной авиации.

Разработка Ту-154 началась в 1968 году в ОКБ Туполева. Перед конструкторами ставилась задача создать современный пассажирский самолёт, который не уступал бы по параметрам Boeing 727 – самому ходовому лайнеру того времени.

Советские конструкторы в итоге своего добились, Ту-154 имел над Boeing преимущества: низкая нагрузка на взлётно-посадочную полосу, позволяющая эксплуатацию самолёта с аэродромов с тонким бетонным покрытием, выше «потолок» – 11000-12000 метров против 7600-9150. Новая «тушка» очень быстро стала самым массовым лайнером «Аэрофлота» и уверенно набирала популярность за рубежом.

На смену «рабочей лошадке» Ту-154 в начале 1990-х годов в ОКБ Туполева был разработан среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, и Ту-204 был вытеснен машинами иностранного производства.


Среднемагистральный МС-21

Современность и перспективы

С начала 2000-х годов в конструкцию Ту-204/214 был внесен ряд изменений. Самолеты начали оснащаться улучшенными пассажирскими креслами, было обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование, что позволило сократить экипаж до двух человек. Глубокая модернизация Ту-204 – самолёт Ту-204СМ – вполне может составить конкуренцию Airbus A320 и Boeing 737.

Сегодня государство продолжает активно развивать гражданский авиапром. В частности, в целях вернуть централизованный контроль над отраслью были объединены авиаактивы в ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), создан первый гражданский самолёт со времен СССР – Sukhoi Superjet 100, на подходе разработка перспективного пассажирского лайнера МС-21.

Первый испытательный полет МС-21 планируется уже в этом году, а серийное производство начнётся в 2018 году.


Сухой Суперджет 100

«Аэрофлот» недавно подтвердил, что планирует закупить около 100 отечественных самолётов – 50 Sukhoi Superjet и 50 МС-21. А это уже достаточно серьёзная конкуренция «боингам» и «аэрбасам».
Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина планирует модернизировать дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил-96 и восстановить его серийное производство. Ожидается, что это может удовлетворить внутренний спрос на самолеты, способные перелетать океан, готовится к началу серийного производства региональный турбовинтовой Ил-114-300, в Новосибирске проходят глубокую модернизацию Ан-2, прорабатываются проекты запуска в серийное производство композитных версий Як-40 и ТВС-2МС.

Возобновление производства и модернизация лучших отечественных авиационных проектов, создание новых современных машин, сегодня, безусловно, открывают новые возможности для российской гражданской авиации. Отечественному самолётостроению есть на что опираться – до 1990 года мы имели свыше 13 000 летательных аппаратов в системе гражданской авиации, и все российского производства, а наши самолёты эксплуатировались в 40 странах мира. Вполне вероятно, что и в ближайшем будущем в небе России будут летать преимущественно самолёты отечественного производства.

Источник: КРЭТ

admin

Обсуждение закрыто.
Яндекс.Метрика