Bсего несколько лет назад применение электромоторов в качестве силовых установок ВС казалось пусть не уделом отдельных энтузиастов и экспериментаторов, но, во всяком случае, некой отдаленной перспективой — скорее, фантастической, чем реальной.
Сейчас ситуация изменилась радикальным образом, и темпы развития продолжают удивлять.
Начнем с небольшого. Словенский двухместный электросамолет Pipistrel Alpha Electro G2 уже выпускается серийно, его батареи хватает на 1 ч полета. Пока не так много — стоимость летного часа у Electro G2 оценивается на уровне 1,4–2,0 долл., тогда как у аналогичных самолетов с бензиновым двигателем — 40–50 долл. По этой причине Pipistrel Alpha Electro G2 выбран для развития системы летных учебных центров в Калифорнии, в рамках которой четыре аэродрома, расположенные на расстоянии не более 130 км друг от друга (примерно столько составляет дальность Electro G2), оснащены специальными зарядными устройствами, позволяющими заряжать батарею за 45 мин. Это дает возможность организовать полноценное обучение курсантов, а не только тренировать взлеты-посадки, как было бы в случае использования электросамолета лишь на одном аэродроме.
Низкая стоимость летного часа у электрического самолета — основной аргумент в его пользу (впрочем, не стоит забывать и про более низкую стоимость технического обслуживания). Норвежский государственный аэропортовый оператор Avinor поставил амбициозную задачу — до 2030 г. приступить к коммерческим перевозкам на внутренних воздушных линиях Норвегии на электросамолетах и к 2040 г. добиться полного перехода внутренних авиаперевозок на электрическую тягу. Недавно Avinor заказал один Pipistrel Alpha Electro G2 для демонстрационных полетов, но для коммерческих перевозок требуются самолеты большей вместимости.