Давайте вместе вспомним как создавался и каких успехов уже успел достичь самолет, который своим появлением открыл собственный класс в бизнес-авиации
Совсем недавно произошло знаковое событие для российского рынка деловой авиации. Росавиация сертифицировала суперуниверсальный реактивный Pilatus РС-24 и двигатель FJ44-4A. Первые поставки РС-24 в Россию начнутся уже в 2021 году.
Давайте вместе вспомним как создавался и каких успехов уже успел достичь самолет, который своим появлением открыл собственный класс в бизнес-авиации.
Происхождение РС-24
РС-24 получил сертификаты FAA и EASA практически одновременно еще в начале декабря 2017 года. Это событие стало кульминацией почти двенадцати лет работы по созданию самолёта с уникальными характеристиками, сочетающими универсальность популярнейшего турбопропа РС-12 (в мире летает свыше 1700 машин) с качествами реактивного самолета среднего класса. РС-24 не попадает ни в одну из существующих категорий бизнес-джетов, поэтому для него придумали новую – Суперуниверсальный бизнес-джет (SVJ).
Pilatus открыл книгу заказов на швейцарской выставке EBACE в 2014 г. Президент компании Оскар Швенк и исполнительный директор Маркус Буше подписали первые контракты с австралийской некоммерческой организацией Royal Flying Doctor Service (RFDS) на 4 самолета. PlaneSense, американский оператор с долевым владением РС-12, заказал еще 6. К концу этого дня у Pilatus было уже 75 заказов, а за первые 36 часов – 84 заказа. Этого было достаточно для того, чтобы обеспечить производство на несколько лет вперед. Книгу заказов сразу закрыли. Официальная церемония выкатки РС-24 прошла в аэропорту Буош в Штансе 1 августа 2014 года.
Общий налет трех прототипов в рамках сертификационной программы составил 2205 часов, самолеты облетели весь мир и тестировались в разных погодных условиях.
По данным Pilatus на программу по разработке РС-24 было потрачено 500 млн швейцарских франков (около $502 млн) собственных средств. Дополнительные 150 млн швейцарских франков ($151 млн) были вложены в новые ангары и производственное оборудование в Штансе для расширения площадей и производственных возможностей РС-24.
Операторы Pilatus PC-12 просили самолет «который объединит в себе преимущества турбовинтового самолета – его надежность и способность использовать короткие и неподготовленные полосы, но со скоростью реактивного самолета». И они его получили!
Для взлета PC-24 нужна полоса длиной всего 856 м при максимальной взлетной массе 8300 кг. Эти цифры означают, что РС-24 может эксплуатироваться в более чем в 21000 аэропортов мира, включая 8383 аэропорта в Северной Америке и 2928 – в Европе, это на 91% и 79%, соответственно, больше, чем у ближайшего конкурента.
Преимущества двигателя Williams International FJ44-4A
Два двигателя Williams International FJ44-4A позволяют PC-24 набрать максимальную высоту до 13716 м (FL450) меньше, чем за 30 минут, а крейсерскую скорость до 815 км/ч на высоте 9144 м (FL300). Дальность полета с 4 пассажирами на крейсерской скорости при максимальной дальности при полете по приборам с необходимыми резервами составит 3900 км. При максимальной полезной нагрузке дальность полета превышает 3500 км.
PC-24 стал первым самолетом с функцией тихого режима (QPM), созданный Williams International, вариант FJ44-4A, разработанный для работы на холостом ходу с более низким, чем обычно, числом оборотов. Это позволяет правому двигателю РС-24 работать тихо, когда у самолета перерыв между полетами, и он выполняет функцию вспомогательной силовой установки, обеспечивая питание для авионики и климат-контроля салона. Отсутствие ВСУ снижает вес, уровень шума и связанные с этим расходы. Время в этом режиме не учитывается в общее количество часов работы двигателя.
FJ44-4A-QPM объединяет линейку двигателей FJ33 и FJ44, с диапазоном тяги от 1000 до 4000 фунтов тяги. Двигатель FJ44-4A-QPM – усовершенствованная модификация двигателей FJ44, которых на данный момент 5300 единицы в эксплуатации с общим количеством часов работы 12 млн часов.
Чтобы предотвратить попадание посторонних предметов (FOD) в двигатели, Pilatus расположил их выше центральной линии фюзеляжа, а для дополнительной защиты двигателей от FOD увеличили закрылки, выдвигающиеся вниз на 37 градусов и действующие как щиты.
Пассажирский салон
Пассажирская кабина самолета с плоским полом доступна в семи различных компоновках, которые включают в себя конфигурации «VIP», «авиа-такси», «комби» и «быстрая смена», а также опции для туалета с внешним обслуживанием, расположенного впереди. Салон вмещает от 6 до 8 пассажиров или до 10 человек в авиатакси, при этом объем салона у РС-24 14.20 м3, что намного больше, чем у ближайших конкурентов: Cessna Citation XLS+ и Phenom 300E.
РС-24 для российских клиентов
Разрабатывая дополнительные опции, в Pilatus Aircraft думали о запросах российских клиентов и об условиях эксплуатации в холодном климате. Теперь в РС-24 есть возможность подавать горячие напитки и питание во время полета! Это первый самолет в такой категории с полноценной кухней на борту, которая встраивается в носовой части салона.
Вторая новинка – комплект оборудования, позволяющий облегчить запуск двигателя в условиях низких температур. При отсутствии возможности разместить самолет в ангаре в холодное время года, данная система подогрева позволит сохранять двигатель и аккумуляторы в тепле и снизить дополнительные нагрузки на них, возникающие в экстремальных условиях. Обогревающая лента работает от наземного источника питания и обогревает батареи.
Сегодня более 70 РС-24 базируются в 11 странах, включая Австралию, Канаду, Чили, Данию, Польшу, Южную Африку и Россию. Операторы успешно осуществляют корпоративные полеты, программы долевого владения, вылеты санитарной авиации, а также частных лиц, которые управляют своими собственными самолетами.
Этот самолет является произведением авиационного искусства – он так же хорошо чувствует себя на заброшенной неподготовленной полосе, как и на перроне оживленного международного аэропорта.
Nesterov Aviation – авторизованный центр продаж и сервисного обслуживания Pilatus в России.